+7 906 226-43-57
Санкт-Петербург
29.08.2014

"Санкт-Петербургский курьер" о спектаклях Олега Попова

29.08.2014

Рина Корнилова. Энергия слова и жеста // "Санкт-Петербургский курьер", 29 августа 2019 года, № 31

"... Каждая из этих постановок – явление уже потому, что актерская и режиссерская школа, пройденная Поповым у Андреева, ученика самой Марии Кнебель, дорогого стоит. Искусство перевоплощения, которым Попов владеет в полной мере, заставляет зрителей не только поверить в образы, создаваемые актером на сцене, но и ощущать себя внутри событий, в контексте произведений классических и современных авторов. Надо ли пояснять, что Литературный театр камерен и напрямую обращен к каждому из своих зрителей?..
Вторым своим учителем Попов считает актера, режиссера и педагога Юрия Васильева, преподававшего на курсе Андреева сценическую речь. «Юрий Андреевич воспитал в нас любовь к слову, к звуку, к той энергии, которая в них заложена, - говорит  Олег Попов. - Энергия слова – это одновременно энергия тела, энергия духа. Когда я занялся айкидо, то понял, что слово «энергия» - не пустое сотрясение воздуха. Энергия
всюду, она внутри каждого из нас, и ею надо уметь пользоваться, управлять ею. Направленная энергия слова и жеста многое решает в нашей профессии. Я в это верю и передаю энергию зрителю, причем часто это не просто ощущаю, но и вижу результат со сцены». 

 

Литературный театр Олега Попова известен далеко за пределами Санкт-Петербурга. Жители Риги и Копенгагена, Архангельска и Твери, Старой Руссы и Бреста, Ульяновска и Лобни, Новосибирска и городов Крыма, единожды увидев спектакли этого театра, вновь ждут появления его в своем городе…
.
Олег Попов, выпускник мастерской Андрея Андреева в СПбГИТМиКе (ныне РГИСИ. Прим. авт.), после распределения в 1993 году оказался в петербургском ТЮЗе, который его Мастер, как главный режиссер, возглавлял с 1986 по 1996 год. Казалось бы, о чем еще мечтать выпускнику актерского факультета?.. Но в 1997 году, когда Андреева сменил на посту Анатолий Праудин с концепцией «театра детской скорби», Попов, не
разделявший взгляды нового руководства, покинул стены родного театра. Театра, где памятный андреевский курс, который также оканчивали Юлия Ауг, Андрей Носков, Василина Стрельникова, Борис Ивушин и другие известные актеры театра и кино, играл легендарные ныне спектакли «Танцкласс», «Вредные советы», «Ундина»...
.
Расставание было безболезненным: в конце 1996 года Олег прошел кастинг на роль ведущего известной петербургской вечерней телепрограммы «День за днем» и несколько лет работал на телевидении, снимался в кино. Но нехватку театра, как теперь говорит Попов, он в те годы ощущал остро. Попытка вернуться в ТЮЗ была кратковременной и безуспешной: Олег предложил театру несколько поэтических монопроектов, которые могли бы осуществиться на малой сцене, но так и не были поддержаны существовавшим тогда худсоветом театра.
.
Быть может, кто-то на месте актера после этого опустил бы руки и отступил. Однако, в отношении Попова, за плечами которого до поступления в СПбГИТМиК был военный институт им. А. Ф. Можайского, даже предположить подобного бездействия невозможно. Целеустремленный и желающий самореализоваться артист в 2009 году ушел из государственного театра в «свободное плавание». В то время уже сложился и доказал свое право на жизнь его моноспектакль «Сергей Есенин. Мой путь», основанный на творчестве великого поэта, были в работе еще две постановки...
.
Много позже, в 2017 году, первый спектакль Литературного театра Олега Попова станет участником и дипломантом XXII Международного театрального фестиваля «Русская классика» в Лобне. Диплом, который вручат Олегу Попову, ставшему не только, автором, но и исполнителем поэтической истории Есенина будет гласить: «За сценическое воплощение трагической судьбы русского поэта»...
.
Помимо есенинского спектакля сегодня в репертуаре Литературного театра Олега Попова моноспектакли «Одесские рассказы» (по прозе Исаака Бабеля), «Золотая любовь Серебряного века», «Рождество близ Диканьки» (по повести Н. Гоголя), «Борис Пастернак. Вечности заложник у времени в плену» и два спектакля, в которых принимают участие актрисы петербургских театров – «Евгений Онегин» с Аленой Барковой (актриса театра им. Ленсовета) и «Только пусть тебе будет хорошо...» (по пьесе Анны Кузнецовой) с народной артисткой России Галиной Карелиной, звездой Александринского театра.
.
Каждая из этих постановок – явление уже потому, что актерская и режиссерская школа, пройденная Поповым у Андреева, ученика самой Марии Кнебель, дорогого стоит. Искусство перевоплощения, которым Попов владеет в полной мере, заставляет зрителей не только поверить в образы, создаваемые актером на сцене, но и ощущать себя внутри событий, в контексте произведений классических и современных авторов. Надо ли пояснять, что Литературный театр камерен и напрямую обращен к каждому из своих зрителей?..
.
Вторым своим учителем Попов считает актера, режиссера и педагога Юрия Васильева, преподававшего на курсе Андреева сценическую речь. «Юрий Андреевич воспитал в нас любовь к слову, к звуку, к той энергии, которая в них заложена, - говорит Олег Попов. - Энергия слова – это одновременно энергия тела, энергия духа. Когда я занялся айкидо, то понял, что слово «энергия» - не пустое сотрясение воздуха. Энергия всюду, она внутри каждого из нас, и ею надо уметь пользоваться, управлять ею. Направленная энергия слова и жеста многое решает в нашей профессии. Я в это верю и передаю энергию зрителю, причем часто это не просто ощущаю, но и вижу результат со сцены».
.
Прекрасные внешние данные Попова, его глубокий, бархатистый голос, отточенная и профессионально выверенная пластика, мужская уверенность в себе в сочетании с глубоким пониманием выбранного для спектаклей материала уже больше десяти лет обеспечивают успех постановок Литературного театра у зрителей. Но проблемы негосударственного «театра одного актера» такие же, как и у прочих независимых
театров: отсутствие своего «дома», нехватка средств, необходимых для создания новых спектаклей и рекламы, оплаты поездок и аренды, а также труда тех, кто помогает создавать постановки и проводить их показы... Иллюзия простоты, условно обозначаемая словосочетанием «артист и коврик» ныне существует лишь для зрителя, порой уверенного, что можно «просто выйти и просто сыграть»...
.
Правда, Литературный театр, несколько лет назад обретший в лице Елены Седовой опытного и талантливого администратора, не пасует перед трудностями. Сегодня детище Олега Попова, которому порой так трудно найти площадку в родном городе, регулярно выезжает на театральные фестивали и гастроли в другие города. Так, в прошлом, 2018 году спектакль «Одесские рассказы», лауреат V Международного театрального фестиваля им. Фёдора Абрамова «Родниковое слово» в Архангельске, побывал в Ульяновске на IX Всероссийском театральном фестивале «Александровский сад». Принял он участие и в XXIII Международном фестивале «Белая Вежа» в Бресте и проекте «Русский театр в Европе» (Копенгаген, Дания) и стал лауреатом XXIII Международного театрального фестиваля «Русская классика» в номинации «Лучший спектакль малой формы». В мае 2019 года получил Гран-при (малая форма) на XXIV фестивале «Русская классика» и «Евгений Онегин» Олега Попова (в октябре состоятся московские показы спектакля в доме-музее К.С. Станиславского), а в сентябре театр отправится на гастроли в Данию и Швецию.
.
А еще осенью планируются поездки в Ригу, Ульяновск, Калугу на фестиваль моноспектаклей «Актёр & Коврик»... Так что спешите: в Петербурге эмоциональные, живые, исполненные актерской энергии исполнителя спектакли Литературного театра чаще всего можно увидеть на площадке арт-кафе «ПодвалЪ Бродячей собаки» и в театральном зале музея Ф.М. Достоевского.
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных