Спектакль Олега Попова "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" состоялся на Малой сцене Театра им. Ленсовета.
Зрители о спектакле: "Ленский в исполнении Алёны Барковой меня очаровал. ... действительно, эту нежную поэтическую душу может понять только женщина. Владимир Ленский как будто сошел со старинного полотна: бледное лицо, тонкие черты лица "и кудри черные до плеч". Перед нами настоящий поэт-романтик, юный и восторженный. Это герой XIX века, ему нет места в современном мире. ... Алёна Баркова показала нам всю невинность и чистоту Владимира, его неиспорченность и наивность. Застрелить в упор, "на глазах у зрителей", этого мальчика не просто жестоко. Это бесчеловечно и даже подло.
В исполнении Олега Попова Онегин... необычайно современен. Он здесь и сейчас. Он всем знаком и понятен. Он так же обворожителен, но уже не загадочен. Он играет по тем же правилам, но теперь ему не нужно быть галантным. ... Он абсолютно естественен, в нем нет ничего театрального, ни малейшего наигрыша, ни грамма фальши." читать полностью.
Впечатления зрителей о спектакле.
История современной любви на сцене Театра Ленсовета.
Моё знакомство с Литературным театром Олега Попова состоялось года два назад. На сцене Музея Достоевского был представлен моноспектакль "Одесские рассказы". Это было что-то удивительное. На наших глазах артист перевоплощался в самых разнообразных персонажей Исаака Бабеля. Это казалось невозможным, но за полтора часа перед нами прошли и Беня Крик, и Фроим Грач, и Цудечкис, и Арье-Лейб, и Любка Казак, и другие герои знаменитого цикла. Игра Олега Попова вызывала искреннее восхищение. Этот спектакль я несколько раз смотрела с неизменным удовольствием.
И вот новая встреча. "Энциклопедия русской жизни"… Произведение, которое знаешь наизусть… Казалось бы, что может быть привычнее? Тем не менее, мне очень хотелось увидеть пушкинский роман в исполнении Олега Попова. Но в этот раз на сцене был дуэт.
Надо сказать, что авторский текст в спектакле полностью сохранен, артисты не изменили ни одного слова. Минимальные декорации одинаково подходят как для XIX, так и для XXI века. А вот музыкальный ряд вполне современный. Музыка "Агаты Кристи" и "Сплина" очень удачно вписалась в пушкинское произведение. К тому же она придала спектаклю динамики и напомнила о том, что история XIX века до сих пор актуальна.
Гений перевоплощения Олег Попов предстал перед зрителем в роли Автора, Онегина и… няни. А Татьяну и Ленского сыграла Алёна Баркова. Наблюдать за ней было очень интересно. Во-первых, Татьяна… Сперва мы видим очень юную девушку: нежную и воздушную, как мечта или фантазия. Светлые локоны и ампирное платье добавили образу легкости и смягчили "серьезный" характер пушкинской героини. Она, действительно, была не от мира сего. Не просто "она в семье своей родной казалась девочкой чужой", а гораздо больше. Казалось, что она пришла из какого-то другого мира, может быть ангельского… Но в конце спектакля мы видим совсем другую Татьяну. Не просто "законодательницу зал", а роковую красавицу. И красное вечернее платье говорит нам не о замужнем статусе героини, а о том, какую роль предстоит ей сыграть в дальнейшей судьбе Онегина. Перед нами современная женщина, умная, решительная, уверенная в себе. Но в ней нет той целостности и женственности, которые отличали пушкинскую героиню. Современная Татьяна, увы, не "du comme il faut".
Что касается другого персонажа Алёны Барковой, то её Ленский меня очаровал. Я ещё не видела ни одного артиста, который соответствовал бы пушкинскому герою. Возможно, эта роль по силам только очень юному и очень талантливому человеку. Или, действительно, эту нежную поэтическую душу может понять только женщина. В этом спектакле Владимир Ленский очень гармоничен и убедителен. Он как будто сошел со старинного полотна: бледное лицо, тонкие черты лица "и кудри черные до плеч". Перед нами настоящий поэт-романтик, юный и восторженный. Это герой XIX века, ему нет места в современном мире. И, благодаря созданному Алёной Барковой образу, его дуэль с Онегиным демонстрирует нам всю свою преступную сущность. Это настоящее убийство. И самое мерзкое в этом убийстве – его обыденность. Онегин, как бы походя, между делом, прерывает молодую жизнь, полную надежд, счастья и любви. Конечно, Александр Сергеевич расписал нам довольно-таки прозаическое будущее этого поэта. А современный рационалист со спокойной душой скажет, что Ленский сам напросился на такой исход. Всё это так. Но в том-то и дело, что Алёна Баркова показала нам всю невинность и чистоту Владимира, его неиспорченность и наивность. Застрелить в упор, на глазах у "зрителей", этого мальчика не просто жестоко. Это бесчеловечно и даже подло. Да ведь и сам Онегин это понимает:
<…> Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
<…> «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье!
Теперь о главном герое. В исполнении Олега Попова Онегин находится вне времени и пространства. Вечный типаж, характерный для всех времен и народов. И неважно во фраке он, или в джинсах. На сцене Евгений во фраке, говорит, как говорили в XIX веке. И в то же время он необычайно современен. Он здесь и сейчас. Он всем знаком и понятен. Он так же обворожителен, но уже не загадочен. Он играет по тем же правилам, но теперь ему не нужно быть галантным. Он по-прежнему может полюбить только светскую даму и по тем же самым причинам:
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Пушкинская героиня смогла увидеть Онегина таким, какой он есть, смогла понять истинные мотивы его поступков:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Как Олегу Попову удается сыграть именно такого Евгения для меня загадка. Самое интересное, что он абсолютно естественен, в нем нет ничего театрального, ни малейшего наигрыша, ни грамма фальши. И в то же время, изображая няню, Олег нам напоминает, что это все-таки театр. Няня в его исполнении – сказочный персонаж. Мне сразу вспомнилась "Варвара-краса, длинная коса". А вот Автор не имеет никакого отношения ни к театру, ни к XIX веку. Это современный человек, который рассказывает нам современную историю и испытывает при этом вполне современные чувства и эмоции.
На современность происходящего указывают и изломанные линии танцевальных номеров, резкие движения героев, их интонации и, конечно, музыка:
Я же своей рукою
Сердце твое прикрою -
Можешь лететь и не бояться больше ничего.
Сердце твое двулико,
Сверху оно набито
Мягкой травой, а снизу каменное, каменное дно.
Хочется поблагодарить артистов за бережное отношение к пушкинскому тексту и за новое интересное ощущение - возможность находиться в двух мирах одновременно. Надеюсь, что эту постановку ждет большой успех.
Людмила МИХАЙЛОВА