Литературный театр Олега Попова представил в Севастополе премьеру моноспектакля "Золотая любовь Серебряного века", посвящённого 105-летнему юбилею одного из центров культурной жизни России в начале ХХ века – питерского Арт-кафе «Бродячая собака». Показ состоялся в Севастопольском центре культуры и искусств.
// Сайт Севастопольского центра культуры и искусств, 11 ноября 2017 года. Подготовила Валерия Золотарёва.
«Cave canem», что в переводе с латыни означает «Бойся собаки» – этот девиз в 1912 году ставился в углу всех концертных повесток литературного кафе «Бродячая собака». Именно здесь выдающиеся поэты-бунтари так называемого «Серебряного века» – Надежда Тэффи, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт и другие устраивали ночные встречи с выступлениями и дискурсами до самого утра. Здесь впервые читали они свои смелые стихи, высказывали мнения о социальной жизни и политике в России, дебоширили, играя на нервах и чувствах гостей, приходивших заглянуть в «творческий богемный подвал» и послушать ораторов.
В то смутное время многие образованные люди, сочувствовашие простому народу, желали нового слова и больших перемен, ища все это в каждой строчке новых стихов от по сути революционных поэтов. "Бродячая собака" притягивала к себе всю мятежную «золотую молодежь», политическую и творческую элиту Питера. В числе завсегдатаев были не только писатели и поэты, но и артисты, врачи, учителя, юристы, инженеры, музыканты. Здесь они искали и находили созвучие своим мыслям и настроениям, свободно высказывались, вскрывали пороки и ошибки власти, несправедливость, немилость и насилие, царящее в тысячах и миллионах голов по всей стране.
.
Олег Попов: «Безусловно, я считаю, что эти поэты основательным образом повлияли на причины возникновения революции. Я считаю, что в революции виновны все безусловно. Но они же сами знали, что «поэт в России – больше, чем поэт». Это всем известно, и не нами придумано. Поэтому ответственность лежит и на них. В моем спектакле размышления на эту тему. Я рассуждаю, почему именно это поколение поэтов – лучших представителей русской литературы, привело к тому, что у нас в стране возник 1917 год со всеми революциями, гражданскими воинами и прочим дерьмом, которое мы хлебали весь оставшийся 20 век».
Богемное место, в названии которого с горьким юмором был обыгран образ своенравного художника – бездомного пса, действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года: закрыто заведение было во время Первой мировой войны, сразу после антивоенного выступления Маяковского. На том же самом историческом месте и под тем же самым названием литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» или «арт-подвал», как его называли и раньше, открылся лишь в 2001 году на волне все сильнее подогревавшегося интереса к истории дореволюционной России и ее «Серебряному веку».
Свой интерес к этой теме актер и режиссер Олег Попов объясняет желанием понять, как могли люди, искренне любящие свою страну, повлиять на ее разрушение.
Олег Попов: «Вот такой парадокс мне стал интересен. Мне самому хочется понять, как эту любовь понимали люди, жившие в начале XX века, лучшие представители своего времени. И поэтому я взял именно эту тему – тему любви у поэтов «Серебряного века». Мне давно нравились и нравятся Северянин, Маяковсий и Гумилёв – это если говорить о мужчинах, а из женщин, в том смысле, в котором они задумывались на эту тему, Ахматова и Цветаева». Особенность актёрской натуры состоит в том, что когда начинаешь во что-то серьёзно погружаться, то влюбляешься по-настоящему».
В Петербурге этот спектакль Олега Попова уже был показан дважды. Для Севастополя и Крыма постановка стала премьерной.
Подготовила Валерия ЗОЛОТАРЕВА